Анализируя избирательную систему Беларуси (и иных стран), невольно приходишь к выводу, что даже при условии соблюдения демократических принципов (тайное голосование, прозрачный избирательный процесс), избирательный механизм далёк от совершенства.
То есть, ни одна из существующих избирательных систем, по большому счёту, не решает поставленных перед нею задач – донесение достоверного мнения избирателей (воли народа). Погрешность высока. Так как базируется на достоверности подсчёта голосов и качественных характеристиках состава избранных представителей.
И если первый аспект (достоверный подсчёт голосов) в цивилизованных странах более или менее урегулирован, то второй (качественный состав представителей) – извечная проблема стран, базирующихся на принципах представительной демократии.
В сущности, мы голосуем за неизвестных нам людей. Которые впоследствии представляют, в лучшем случае – не совсем «наши», в худшем – совсем не наши интересы.
Абсолютное большинство избирателей, в реальности, знают о депутатах понаслышке ...
Доминирующий критерий выбора - искусный пиар, который на современном этапе, успешно заменяет качественные характеристики кандидата ...
То есть, вроде бы и формальности соблюдены ... и голос свой отдал добровольно, без принуждения ... но избранник – незнакомый человек, «приглянувшийся» нам благодаря пиару и определённой степени медийности данного лица ...
Если учесть, что часть депутатов баллотируется из меркантильных соображений, исключительно ради «мандата», то какого рода решения стоит от них ожидать?
Так или иначе, народный представитель – далёк от народа ... и находится за пределами «народной» досягаемости. Из каких побуждений законодатель создавал такие «барьеры» остаётся только гадать ...
Количественные показатели избирателей, принявших участие в голосовании, также оставляют желать много лучшего. Люди разные. Даже у активных и заинтересованных лиц, не всегда получается исполнить свой гражданский долг (нетрудоспособность, физическое отсутствие в стране и т.д.). С точки зрения сущности человеческой, многим, избирательный (и иной законотворческий) процесс безразличен ... а некоторым просто лень ...
Качественные показатели голосования также не идеальны.
Во-первых, в любой стране, большинство населения политически безграмотно (рядовому обывателю некогда всерьёз заниматься политикой) или относительно пассивно в данном вопросе. А если и голосуют, то, как правило, выражают «навязанное СМИ мнение». Со стороны, это аналогично «навязыванию» управления «кораблём государственности», лицам, далёким от азов мореплавания.
Во-вторых, совершенно не учитывается фактор наличия детей. Отец и мать, независимо от количества несовершеннолетних детей, имеют равное право голоса с одинокими, холостяками и бездетными. Что в сущности своей, не является справедливым. Ведь в голосе представителя семьи, воплощается забота о будущем всех несовершеннолетних членов семьи. И знак равенства здесь точно лишний.
Инертность и длительность избирательного процесса зашкаливают.
Проведение референдума республиканского уровня (или выборов) – в районе полугода. Плюс недюжинные материальные затраты на организацию и реализацию.
Выдвижение кандидата, регистрация инициативных групп, сбор подписей, создание и функционирование избирательных комиссий всех уровней, досрочные и выездные голосования, наблюдение и т.п., по критериям временных и материальных затрат – вопиющие!
Достоверность показателей голосования (подсчёт голосов) и вовсе внушает ужас. Корректный подсчёт и качественный контроль, за процессом голосования, из разряда фантастики.
Тайное голосование, в недюжинной степени – тайна. Вследствие чего, результаты голосования напрямую зависят от качественного состава избирательных комиссий. На всех уровнях.
На почве авторитарных систем – рискуют стать банально предсказуемыми.
То есть, тайное голосование, на базе длящегося и технически сложного процесса – базовый источник любого рода манипуляций.
Системы электронного голосования, к сожалению, ситуацию не изменят. На данный момент (пожалуй, и в будущем) они уязвимы ... и не смогут в полной мере отразить мнение народа (не все граждане в должной мере технически подготовлены и активны) ...
Открытая форма голосования, в интересах защиты личности и свободы убеждений, недопустима.
В итоге, существующий избирательный процесс автоматически преобразовался в головную боль глобального масштаба ... для всей страны ...
Результаты же – весьма посредственны ... Мы не обладаем всесторонней информацией об избраннике ... и не уверены, на чей счёт зачислен наш голос ...
Безосновательно усложнённый процесс, умноженный на замкнутость системы и непредсказуемость результатов, неизменно приводит к деградации активности масс и политической инфантильности общества.
И что делать, в такой ситуации?
Разработать и ввести в действие правовой механизм, позволяющий «приблизить» народного представителя, реализовать право гражданина на реальное участие в управлении государством и устранить все перечисленные негативные и ресурсозатратные факторы, упразднив процесс до естественного.
Каким образом?
Ввести институт Родового Представительства в систему государственности.
С чего начать?
С введения Родовой избирательной системы, базирующейся на Родовых бюллетенях.
Сущность Родовой избирательной системы
Родовая избирательная система (сокращённо - РИС) основана на родовом (или семейном) представительстве и реализуется посредством введения Родовых избирательных Бюллетеней (сокращённо - РБ).
Процесс голосования разделён на два этапа – внутриродовое голосование и официальное представление результатов голосования на избирательном участке.
Кстати, в периоды пандемии и аналогичных «опасностей», стратегия уменьшения количественного состава контактирующих участников – дополнительное преимущество.
Ключевым лицом в РИС является Обладатель Родового Бюллетеня (сокращённо – ОРБ).
Обладатель Родового Бюллетеня – выборная должность в роду. Законодательные требования – гражданство, совершеннолетие и физическое нахождение по месту регистрации на территории Беларуси.
ОРБ представляет в официальном избирательном процессе (на избирательном участке) двадцать голосов членов семьи и (или) родственников.
Почему 20? С одной стороны - цифра ориентирована на среднестатистический минимум общественно-активных граждан (5%). С другой – оптимальна по критерию контактной нагрузки, для представления интересов реальных людей (выслушать, пояснить, обсудить, проанализировать и оформить предложения).
450 000 ОРБ (и Родовых бюллетеней) на 9-миллионное население государства.
Обладатель РБ – непосредственный участник избирательного процесса. И официальный представитель рода на избирательном участке и в отношениях со всеми органами государства.
Права ОРБ оформляются именным документом, по заявительному принципу, в местном исполнительном органе, в присутствии (и с устного согласия) 2-3 совершеннолетних членов рода. Оформление и последующие переоформления - бесплатно.
В состав участников Родового бюллетеня (РБ), на принципах добровольного участия, включаются дееспособные члены семьи. Голоса несовершеннолетних и недееспособных автоматически закрепляются за их законными представителями. Как результат – голосуют все. И дети и престарелые – все граждане государства.
Участие в одном из родовых образований – обязанность каждого избирателя.
Получать Родовые бюллетени в местном исполнительном органе – обязанность ОРБ.
По умолчанию, государство не будет иметь права вмешиваться во внутренние дела рода - семейные выборы. Только рекомендательная позиция.
О внутриродовом контроле участников состава РБ за деятельностью ОРБ и его «досягаемости» для избирателей, думаю, распространяться не стоит. Это и «закономерная» отчётность на родовых собраниях ... и «повседневная» (в периоды совместного труда и отдыха, на семейных торжествах, за обедом, ужином и т.д.) ... Плюс потенциальная возможность переоформления прав при малейшем выражении недоверия ...
Обладатель РБ в избирательном процессе не узурпирует голоса, а лишь озвучивает мнения членов рода.
В связи с этим, заполненный избирательный Родовой бюллетень может содержать отметки по нескольким позициям и (или) кандидатам.
К примеру:
- Иванов – 3 (Три) голоса;
- Петров – 7 (Семь) голосов;
- Семёнов – 6 (Шесть) голосов;
- Против всех – 4 (Четыре) голоса.
Избирательные голоса несовершеннолетних и недееспособных присоединяются к голосу их законного представителя (родителя/ей или опекуна).
В случаях расхождения мнений супругов, имеющих нечётное количество несовершеннолетних детей, в родовом бюллетене могут содержаться половинные записи.
К примеру:
- Иванов – 3,5 (Три целых, пять десятых) голосов;
- Петров – 11 (Одиннадцать) голосов;
- Семёнов – 5,5 (Пять целых, пять десятых) голосов.
Обладатель РБ, по факту заполнения, должен подписать бюллетень в присутствии членов рода (дата, подпись ОРБ, инициалы и фамилия). Это на 100% исключит возможность фальсификаций на любом из этапов подсчёта голосов, не нарушая принципы тайного голосования. Так как, определить, за кого лично отдан голос, в данной избирательной системе невозможно.
В целях защиты членов Родового собрания от любого рода дискриминации, в случае единогласного выражения мнения рода (за одного кандидата), в Родовой бюллетень рекомендуется включать один голос за другого (согласованного на собрании родственников) кандидата. На конечные результаты голосования, данное «включение» существенно не повлияет, а члены рода будут защищены.
К счастью, такие случаи (единообразия), исходя из сущности индивида, маловероятны.
Формирование ячеек родовой системы. Родовые бюллетени (списки).
Состав участников Родового бюллетеня (список), по умолчанию, формируется из представителей нескольких семей и поколений рода (по родовому признаку).
Количество Родовых бюллетеней по количеству членов рода.
К примеру:
В деревне Самоцветово проживают несколько семей родственников (по отцовской и материнской линии). Общая численность – 37 человек.
Род получает 2 бюллетеня (на 20 и 17 или 19 и 18 человек, соответственно).
Выдвигать двух или одного титульного представителя – внутреннее дело рода.
На начальном этапе введения Родового Представительства (эпизодически и впоследствии), прения внутри родов гарантированы. В связи с этим, родовые бюллетени должны быть разного достоинства.
Допустим:
Макс и Илона зарегистрировали брак ... детей нет ... но решили реализовать свои гражданские права автономно (от имени своей семьи). Оформляют титульного обладателя и получают 10%-й родовой бюллетень (на два голоса).
В таком же порядке, семья из трёх человек, получает 15%-й бюллетень (на 3 голоса).
И так далее.
То есть, Родовые бюллетени, в зависимости от количества участников, могут быть полными и неполными (процентными). Полный бюллетень (стопроцентный) включает 20 участников. Неполный – менее 20 избирателей в бюллетене. Количество участников определяет достоинство Родового бюллетеня.
Бланки бюллетеней могут быть стандартными.
Отличие – цифровая пометка прописью «10% (Десять процентов)», «15% (Пятнадцать процентов)» ... «50% (Пятьдесят процентов)» и т.д. Плюс "гриф утверждения" (дата, подпись, инициалы и фамилия) должностного лица, выдавшего Родовой бюллетень.
В дальнейшем, учитывая естественную накладность и хлопотность представительного процесса, роды будут стремиться к максимальному количеству участников.
Родовые бюллетени выдаются по критерию гражданства. Критерий территориальности не должен носить императивный характер.
К примеру:
Ивановы-родители в Бресте, дочь с семьёй в Минске, сыновья с семьями в Гомельской и Могилёвской области ... и двое-трое представителей рода – граждане Беларуси, находящиеся за границей ...
Выбирают титульного Обладателя РБ, оформляют полномочия ... и голосование за всех участников проводится по месту регистрации ОРБ ...
Роды имеют право объединяться. Количественный ценз для одного представителя (ОРБ) - 50 голосов избирателей (3 бюллетеня).
К примеру:
Роды Петровых, Ивановых и Семёновых, совместным решением объединились. Общая численность – 47 избирателей (включая детей, бабушек и дедушек). Выбрали 1-2-х или даже трёх представителей - Обладателей РБ (по внутреннему решению рода). Оформили полномочия, получили 3 бюллетеня (20+20+7), которые может подписать и предъявить любой из ОРБ объединённых родов.
Учитывая, что родовые связи, на данный момент, относительно слабы, а избирательный процесс достаточно хлопотный, законодательно разрешить «дополнять» родовую ячейку, по взаимному соглашению рода с одинокими гражданами (или группами граждан), не являющимися родственниками. Установить количественный ценз «неродственников» в Родовом бюллетене - до 15 избирателей.
К примеру:
Одиноко проживающая соседка-пенсионерка (друг, товарищ по работе) изъявила (ли) желание присоединиться к роду ... или к отдельной личности (индивиду Петрову) ... из уважения к роду или личности ...
Личное присутствие на процессе голосования внутри рода в Родовой избирательной системе – право избирателя. В случаях личного отсутствия избирателя – родовое собрание заполняет «пробел» на основе иного рода участия (связь телефонная, видео и т.д.), либо базируясь на полномочиях внутриродового представительства.
Внутриродовое представительство официально не оформляется. Достаточно фиксации устного полномочия в протоколе заседания (голосования), в присутствии членов рода, на любом этапе, совершеннолетнему члену семьи, либо Обладателю РБ.
К примеру:
Один из супругов, либо совершеннолетний член семьи (сын или дочь) устно уполномочен представлять голоса всей семьи на родовых собраниях. ОРБ фиксирует выданное полномочие в протоколе заседания. Этого факта вполне достаточно для последующего беспрепятственного осуществления внутриродового представительства.
Голосование ОРБ в Родовой избирательной системе и представление результатов родового голосования на участке, не право, а обязанность. Плюс ответственность за искажение и неявку.
В связи с этим, стоит рассмотреть источники финансирования (или компенсации) их работы.
Существенные затраты маловероятны, так как работают они, в определённом смысле, для себя. В детали вдаваться не буду, но могу предположить, что на первых порах вполне достаточно предоставления оплачиваемого отгула за каждый день исполнения обязанностей ОРБ на участке.
Ценз на оплату (компенсацию) труда, при представлении интересов ОРБ не менее 11 избирателей (50+% от полноценного состава РБ), включая себя.
В то же время, право на автономное (единоличное) представление своих интересов избирателя не исключается. Каждый желающий получает 5%-ый Родовой бюллетень, автоматически преобразуясь в ОРБ, со всеми правами и обязанностями.
Таким образом, право избирателя на личное представление своих гражданских прав в Родовой Избирательной Системе не ограничено. Хочешь открыто голосовать за себя - пожалуйста ...
Процесс голосования
Голосование на родовом собрании.
Порядок организации и проведения внутреннего родового голосования обеспечивается Обладателем РБ. Форма проведения – на усмотрение рода. От прямого и непосредственного проведения собрания (или собеседования по принципу онлайн-конференции), до телефонного опроса. Результат – заполненный и подписанный ОРБ Родовой бюллетень.
Оформленный Родовой бюллетень документируется.
ОРБ составляет протокол голосования (на базе подписанного РБ, без указания лиц), который подписывается лично, и не менее чем двумя присутствующими членами рода, обладающими правом голоса. Оригинал Протокола голосования и копия Родового Бюллетеня (фотокопия или аналог) хранится у ОРБ в течение 5 лет. Предоставляется по требованию уполномоченных лиц.
Не позднее, чем за сутки, до проведения официального голосования на избирательном участке, ОРБ извещает всех членов рода, имеющих право голоса, о результатах родового голосования, ознакамливая с копией протокола и РБ.
Голосование на участке (эскиз).
К назначенному времени (допустим, к 11.00) – сбор Обладателей РБ. При необходимости, возможно ожидание задерживающихся в пределах 15-30 минут.
Следующий шаг – сбор Родовых бюллетеней.
В помещении для голосования (вместительностью 150-200 человек), на момент начала сбора РБ (допустим в 11.15) находится пустая, опечатанная, прозрачная урна, стол для бюллетеней с видеокамерой для фиксации содержимого бюллетеней и стол с видеокамерой для фиксации протоколирования данных со стулом для секретаря собрания.
Обладатели РБ проходят (у всех на виду) и опускают РБ в урну.
За столами никого нет. Помещение, столы и урна фиксируются на видео и транслируются онлайн.
По наступлению времени голосования (ориентировочно, в 11.30), один желающий (далее «Огласитель») из состава ОРБ (ранее избранный или в процессе ожидания, устно или письменно) на виду у всех берёт урну, распечатывает, открывает, подходит к столу для бюллетеней, становится лицом к присутствующим и высыпает бюллетени на стол.
Секретарь голосования, избранный аналогично Огласителю, параллельно занимает своё рабочее место, которое находится на расстоянии 1-3 метра, напротив стола для бюллетеней.
Присутствующие ОРБ занимают любое пространство, физически не влияющее на проведение оглашения, записи и подсчёта голосов.
Огласитель берёт по одному бюллетеню, демонстрирует его содержание присутствующим и на камеру, и зачитывает содержание. Секретарь, окружённый представителями родов, под видеокамеру, открыто записывает оглашённые данные.
В случае малейшего подозрения в неточности оглашаемых или фиксируемых данных, Огласитель и (или) Секретарь оперативно переизбираются представителями родов, а процесс оглашения и записи проходит повторную процедуру.
По времени, процедура оглашения и записи займёт 30-45 минут (закончится, ориентировочно, в 12.00-12.15).
Затем, секретарь, в присутствии всех желающих, производит подсчёт голосов и оглашает результаты (минут 10-20 на это).
При отсутствии возражений, секретарь заполняет протокол голосования, включающий информацию для визирования всеми Обладателями РБ.
Протокол голосования подписывается всеми ОРБ или предварительно согласованной частью (ранее избранным президиумом). Всё фиксируется на камеру в режиме онлайн.
Следующий шаг – параллельная отправка фото протокола и видеозаписи голосования на сайт районной территориальной комиссии, Республиканской наблюдательной комиссии и (или) иных законодательно определённых организаций (каждая из них сможет вести параллельный автономный подсчёт).
Районные территориальные комиссии, по аналогии, производят подсчёт итогов голосования по району и передают информацию в электронном виде – областным и Республиканской наблюдательной комиссии. Областные – в ЦИК и Республиканскую наблюдательную комиссию.
Весь избирательный процесс и подсчёты доступны онлайн всем гражданам Беларуси.
Преимущества
Участки до трёх тысяч избирателей (это 150-200 представителей родов), могут закончить процесс голосования в течение 2-3 часов.
Рекомендуется формировать участки, по количественному составу, в районе тысячи избирателей (50-70 ОРБ и, соответственно, бюллетеней). Процесс голосования завершится в течение часа.
В масштабах страны – достоверное голосование и прозрачные предварительные результаты подсчёта (выборы, референдумы) материализуются в течение рабочего дня. Окончательные – неделя.
Образования участковых избирательных комиссий не требуется. Районные и областные тоже под вопросом (фактически они тоже не нужны). Только ЦИК и Республиканская наблюдательная комиссия (или аналогичный орган), базирующиеся на открытых онлайн-платформах (с сегментацией по районам).
Досрочные и выездные голосования канут в Лету.
Отследить каждый голос, бюллетень или протокол голосования не представляет особой сложности.
Количественные и качественные характеристики голосования, контроль процесса и защита интересов избирателей близки к 100%-ному показателю.
ОРБ на участке – официальные представители родов (должностные лица при исполнении). И оснований для законодательных препон по ведению прямых видеотрансляций с участка быть не может.
Маловероятно, что потребуются и наблюдатели (за исключением иностранных), так как все ОРБ и граждане страны, ими фактически являются. В то же время, право наблюдения за процессом должен иметь каждый избиратель.
Подчеркну, что это не онлайн-голосование, результаты которого можно исказить. Это реальный выбор народа Беларуси, осуществить контроль за адекватной реализацией которого, сможет каждый.
Введение Родовой избирательной системы существенно упразднит не только структуру избирательного процесса, но и многие процедурные архаизмы в существующей избирательной системе.
Взять, к примеру, количественный ценз при формировании инициативных групп (не менее 100 человек при выборах Президента). Более того, ценз на сбор не менее 100 тысяч «живых» подписей для регистрации кандидата в Президенты.
Кому это надо в век абсолютных коммуникативных возможностей? Если для рекламации намерений вполне достаточно личного ресурса в сети?
Напрашивается наиболее вероятный ответ – медийным лицам, обладающим достаточным административным ресурсом.
А что от будущего Президента необходимо избирателям? – Его предвыборная программа! И качественные характеристики личности кандидата (чтобы личный потенциал впоследствии позволил реализовать данные народу обещания).
То есть, существующие законодательные ограничения, с высокой степенью вероятности «отсеют» талантливого руководителя без соответствующего административного ресурса, в то же время, позволяя «последним» претендовать на должность, не утруждая себя соответствием стремлениям и пожеланиям рядовых граждан страны.
Родовая Избирательная система, ориентированная на качественные характеристики Кандидата и его Программу, при необходимости, позволит игнорировать архаизм существующих «драконовских» цензов и выбрать наиболее соответствующего из тысяч претендентов! Посредством проведения нескольких предварительных туров (как мы все помним из вышесказанного – проведение воскресных офлайн-голосований фактически не требует финансовых затрат).
Оттолкнёмся от максимально возможного количества Кандидатов в Президенты (10 на район):
Категорируем по регионам ...
В первое и второе воскресенье проходят районные туры голосования. Первое – выборы из всех кандидатов района. Второе – из двух претендентов, набравших наибольшее количество голосов.
Третье и четвёртое – областные ... по аналогии ...
Пятое и шестое воскресенье – Республиканские выборы из числа областных победителей.
Цель – определить Достойного! Для последующего гармоничного развития государства, роста благосостояния и благополучия граждан!
И ни один из претендентов не будет обделён вниманием избирателей.
Дополнительный потенциал
Институт Родового Представительства, базирующийся на принципах плебисцитарной и представительной демократии, универсален. И позволяет полноценно и оперативно реализовывать не только избирательные права.
Решение и (или) утверждение (в том числе онлайн) локальных вопросов местного самоуправления. Начиная от избрания старост сельского населённого пункта, советов и исполкомов первичного уровня, и заканчивая скрупулёзным контролем за их деятельностью.
Кстати, избрание на перечисленные должности, стоит отнести к компетенции общего собрания ОРБ и избирать из состава ОРБ.
Лица, которых ценят и уважают в роду, как правило, обладают соответствующим потенциалом для заботы о людях в соответствующих масштабах.
Районные, областные и республиканские выборы и референдумы, одобрение поправок в законы и иные нормативные документы на базе Родового Представительства – оперативная реальность.
Онлайн-голосование полномочных представителей народа, оперативно подтверждающееся реальными голосами – мощнейший правовой инструмент демократического общества.
Достаточно разграничить и систематизировать компетенцию.
По аналогии, «отсеются» необходимость и привычные затраты на проведение основной массы социальных/политических исследований/опросов и даже переписи населения. ОРБ материализуют онлайн-ответы на поставленные вопросы в течение суток (при необходимости подтвердят результаты офлайн-голосованием или предоставлением соответствующих данных на участке).
Более того, в отличие от существующей «замкнутости» систем государственного устройства, правом законодательной инициативы может быть наделён каждый представитель рода, а значит – каждый гражданин (член рода). Совершенно не обременяя органы государственной власти и фактически не требуя материальных ресурсов.
Механизм реализации (утрируя):
Ивановы решили внести поправку в закон «О бабочках». Представитель рода (ОРБ) вносит подготовленную инициативу на онлайн-платформу избирательного участка. В течение 1-2 недель проводится локальное онлайн-голосование ОРБ. При наборе более чем 3/4 положительных голосов, проект по аналогии выносится на офлайн-голосование участка.
Далее район – область – государство.
Менее значимый локальный результат (25-75%%), на любом этапе голосования, влечёт краткосрочный бан на инициативу Ивановых.
Низкий (меньше 25% поддержки локального онлайн-голосования) – длящийся бан ...
Таким образом,
- «растворится» существующий барьер на законодательную инициативу;
- негативные предложения будут обречены в «зародыше» (ОРБ не пропустит ... или участок ...);
- благие – получат реальный шанс на материализацию.
По аналогии, институт Родового Представительства (общее собрание ОРБ) может курировать вопросы контроля деятельности и отзыва недобросовестных представителей всех ветвей власти. Как на локальном, региональном, так и на государственном уровне.
К примеру:
Допустим, комиссия по делам несовершеннолетних, базируясь на личной неприязни и властных полномочиях председателя комиссии к Ивановой Марии Ивановне, приняла решение об изъятии ребёнка из семьи. Доказать предвзятость председателя комиссии и противозаконность принятого решения в ныне существующем правовом поле фактически невозможно. Закон на стороне комиссии. До депутата не «достучаться». Положительные свидетельства близких, родственников и соседей никто не «услышит».
В системе Родового Представительства, ОРБ рода Ивановых достаточно подготовить и вынести жалобу на рассмотрение участкового Общего Собрания ОРБ (то есть, тех людей, кто живёт рядом, контактирует и знает Иванову М.И. и реальные обстоятельства дела). Решение Общего Собрания будет являться основанием для отмены противозаконного решения комиссии и привлечения членов комиссии к ответственности.
Именно в таких ситуациях отчётливо проявляются отличия реально существующего народного представителя (ОРБ) и сущности Общего Собрания родовых представителей от «удалённого» от народа и «изолированного» в стенах собственных амбиций депутатского корпуса.
Далее по аналогии, в зависимости от "масштаба" чиновника ...
Судья вынес противоправное решение ... районный депутат не выполняет свои обязанности ... представитель исполкома совершил неблаговидный поступок ... и т.д.
Петровы проявили инициативу ... участок поддержал ... район, область, при необходимости и вся Беларусь – и нет недобросовестного чиновника ...
Вплоть до высших эшелонов власти.
Инициатор ключевого (стратегически важного) законопроекта, получивший менее 25%-й родовой поддержки – будь добр, освободи место ... по некомпетентности ...
Исполнительная и судебная власть, вместо «привычно немого электората» приобретут независимый и полномочный контролирующий орган ...
С момента введения системы Родового представительства, максимально снизится нагрузка на представительную (законодательную) ветвь власти. Основная масса инициатив (и их первичная подготовка) будет исходить от народа. Исполнительная власть закономерно преобразуется в слуг народа, исполняющих его волю в полном смысле этого слова. А судебная будет честна и беспристрастна.
Институт Родового Представительства – правовой инструмент, который способен в полной мере обеспечить участие гражданина в управлении делами государства, наделить оперативностью и достоверностью механизмы и рычаги их стратегического партнёрства.
Параллельно, реализация предложенной программы повлечёт консолидацию общества, укрепление родовых и семейных связей, повысит рождаемость и политическую активность. Зародится гражданское общество эталонного уровня.
А самое важное – представители родов (ОРБ) – это не эфемерные и качественно пропиаренные незнакомые нам лица (в контексте представительной демократии), действующие после избрания, как правило, в своих интересах.
Обладатели Родовых Бюллетеней – это МЫ (Народ Беларуси)! Избранные представители родов, заботящиеся о детях, родителях, братьях, сёстрах, соседях, друзьях и т.д.! О благополучии своих семей и общества в целом!
Думаю, что институт Родового Представительства – качественно новый шаг в реализации демократических ценностей.
Г.И. Захаркевич